Размер шрифта: A A A Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: Ц Ц Ц Х
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - Детский сад №161"
Д/с №161 » Копилка педагогов-специалистов » Педагог-психолог » КРИЗИС 3-Х ЛЕТ

КРИЗИС 3-Х ЛЕТ

Кризис трех лет

       Скорее всего, эти строки нужно прочитать родителям детей 1–2 лет. Когда ребенок подходит к возрасту 3 лет, а родитель не готов к работе над собой и своими отношениями с подросшим чадом, и возникает «это», что часто называют кризисом трех лет.
Собственно кризис этого возраста, как и любой другой кроется в том, что непрерывное развитие человека не происходит плавно, а, скорее, скачками. Наступает время, когда личность человека изменилась настолько, что это приводит к необходимости изменений отношений с внешней средой.

       Находясь с нашими детьми постоянно, мы часто не замечаем, как они растут. Лишь оглядываясь на то, что пора бы купить новые вещи, размером побольше, или разглядывая фотографии, или же меряя рост в очередной день рождения, мы замечаем, насколько меняется наш ребенок. Еще менее заметен рост личности ребенка. Именно поэтому для нас неожиданным являетя протест малыша, чтобы мы  изменили к нему отношение, поскольку он к этому готов.

       Итак, когда в три года ребенок уже может как личность намного больше, чем мы готовы ему позволить, у него возникает потребность изменить ситуацию (помните, в теории революций «верхи» еще не созрели для изменений, а «низы» уже не могут жить по старому?). И тогда ребенок как бы сбрасывает тот панцирь, который стал ему маловат и начинается процесс «наращивания» нового панциря, приспособленного к изменившейся, более развитой личности.

Кризис - это скачок в развитии

     Что же происходит с ребенком во время кризиса трех лет? К этому возрасту главным словом ребенка становится слово «Я». «Я сам», «я – мальчик (девочка)», «это мое», «я не хочу» и др. (Нужно заметить, что у многих, хотя и не у всех, детей до этого проявления взросления часто встречается отношение к себе как и к остальным людям, то есть даже называют себя в третьем лице (он, она, мальчик, девочка, по имени)). Отделение себя от других людей, и от родителей в частности, – очень важное новообразование. Без психологического отделения от родителей ребенку будет сложно найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения.
      Отдельно нужно отметить, что «Я» становится более конкретным, и понятия «мальчик» как будущий мужчина и «девочка» как будущая женщина становятся более прочувствованными малышом. Возрастает интерес к своим «физическим особенностям». В этом же возрасте нередко проявляется нежность к родителям. Это тоже «подросшая» любовь, потому что ребенок уже все меньше чувствует зависимость от родителей. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и даже «обещает жениться на маме, когда вырастет» или «выйти замуж за папу в будущем».
      Следующий момент – когда ребенок, постепенно учась самостоятельности, старается все взять в свои руки. Громкое «Я сам» звучит во время одевания, еды, игр.
       Развитие игры в этом возрасте очень бурное. Это уже не манипуляция предметами, это – первые шаги в ролевых играх (здесь же и закладываются начала будущих лидерских способностей: понаблюдайте, кто чаще придумывает игру в детском коллективе, распределяет роли, следит за «соответствием»). И древняя как мир игра «В дочки-матери» может дать родителям повод для размышлений, поскольку дети трех лет уже вполне могут копировать в игровой ситуации «сценки из жизни», порой самые «программные» для ребенка.
       Кроме того, что ребенок начинает отделять себя от окружающих, он начинает отделять и свои желания. Поэтому именно в этом возрасте так распространены слова «Не хочу!», «Не буду!». Ребенок пытается выразить свои желания, а так как «любимым» ответом на все вопросы остается слово «Нет», то детский негативизм является следствием личностного роста. «Не хочу» – это выросшее простое «Нет». Иногда проявление желаний выходит за рамки «желательного поведения», когда ребенок пытается добиться своего любыми способами.
       Как возрастной конфликт трехлетнего ребенка может проявляться? Конечно же, в каждой семье это происходит по-разному. Хотя бы потому, что в разных семьях по-разному готовы принимать взросление дитяти. Из-за таких масштабных изменений ребенок может стать беспокойным, плаксивым, капризным, излишне требовательным, конфликтным. Иногда такие «бурные « проявления кризиса наблюдаются даже на фоне благополучной семейной обстановки, но толчком может послужить «внешний» кризис: болезнь, переезд, посещение гостей (не говоря уже о конфликте в семье, за развитием которого ребенок наблюдает).

Опасности возрастного кризиса

Не загоняйте внутрь возрастной кризис!

Что же делать? Конечно, можно попытаться проигнорировать и продолжать жить по старому, применяя родительские способы давления, избавляясь от отрицательных проявлений в поведении, а заодно и от отрицательных эмоций вообще. Но при этом нужно помнить, что такое игнорирование неизменно приведет к торможению личностного развития. Как это может выразится?
       Во-первых, внутренний кризис ребенка накладывается на ваше внешнее сопротивление, неприятие, и таким образом будет усиливаться, иногда даже привлекая на «помощь» соматические заболевания (нередко это совпадает и с первым приходом в детский сад).

       Во-вторых, загнанные внутрь отрицательные эмоции никуда не денутся. Они научат вашего ребенка другому: скрытности, неикренности, вызовут неуверенность, тревожность. И, корме того, внешняя "бескризисность", создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

       В-третьих, несформированная в раннем возрасте самостоятельность («Я сам») может явиться причиной появления страха независимости и, соответственно, стремления к зависимости от мнения и оценок окружающих.

       В-четвертых, отсутствие инициативности, берущее начало в дошкольном возрасте, может явиться причиной появления страха перед новыми ситуациями и самостоятельными действиями.

       В-пятых, если все-таки ребенок имеет инициативность, у него сформирована самостоятельность (например, в принятии решений и осознании желаний), то есть опасения, что ребенок найдет средства, чтоб выйти из этого кризиса, найдет в вас скрытые возможности, чтоб вы смирились с его новым «Я», позволили ему даже немного больше, чем требует его развивающаяся личность, при этом открыв в себе способности к манипулированию взрослыми. При этом возникает риск воспитания задатков неуважения к вам, комплекса превосходства над другими людьми вообще.
Ну, хватит, наконец, о грустном.

Возрастной кризис ребенка как показатель отношения родителей

Каждый кризис возраста знаменует совершенствование самостоятельности ребенка, его взаимоотношений с окружающими. Если возрастной кризис Вашего ребенка слишком затянулся, или Вы никак не можете справиться с его поведением, то стоит задуматься: может, Вы в душе не хотите отпускать ребенка во взрослую жизнь? Не хотите его самостоятельности, она пугает Вас? Так бывает, если мы слишком любим своих детей. Но как сделать свою любовь "зрячей"? Нужно остановиться и подумать: воспитать - это научить ребенка обходиться без нас. Потому будем помогать преодолевать кризис, а не запрещать быть самостоятельней. Можно ли сочетать принятие ребенка, развитие его самостоятельности отсутствие принуждения в отношениях? Можно!

Как помочь ребенку преодолеть кризис?

       В каждом конкретном случае, конечно, нужны свои рецепты. И если Вы чувствуете, что сами не сможете найти выход из кризиса, то обратитесь за помощью к детскому психологу, заодно узнав, как нужно заниматься именно с Вашим трехлетним ребенком (в этом возрасте уже можно определить, насколько развиты мышление, речь, память). Мы можем лишь привести наиболее частые «рецепты», которые испытаны многими родителями.
Итак, прежде всего, нужно проявить понимание трудности момента Вашего ребенка. Это может даже выражаться словами: «Я понимаю, что тебе сейчас трудно». Здесь важно отметить, что Ваш тон, поза, мимика, с которыми Вы произносите эти слова, значат для ребенка гораздо больше, чем сами слова. Возможно, истинной глубины этих слов ребенок не поймет, но он запомнит их на образном уровне, запомнит именно свои чувства, которые ощутил, когда услышал это. Ведь если Вы скажете их, не вложив искренность, любовь, понимание, сочувствие, и ребенок запомнит Ваше раздражение и плохо скрываемое нетерпение, то сам будет учиться неискренности.