Размер шрифта: A A A Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: Ц Ц Ц Х
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - Детский сад №161"
Д/с №161 » Копилка педагогов-специалистов » Педагог-психолог » Понимание ребенка родителем

Понимание ребенка родителем

Зачем уметь и как выражать свои эмоции, обучая  этому детей.

Мы испытываем в жизни разные чувства. Чувства, если они отрицательные и сильные, не следует держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Ведь зачастую это приводит к психосоматическим заболеваниям.

Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы по своей семье. К средним классам школы количество гнева так велико, что он проявляется во всем: надписях, выкриках, рисунках. Более того, ребенок уверен, что он «плохой», раз он испытывает «плохие» чувства… Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Такие высказывания, в которых есть личные местоимения «я», «мне», «меня», психологи назвали «я-высказываниями». Ю. Б. Гиппенрейтер подробно описывает преимущества «я-высказывания»:

1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева, чтобы избежать конфликтов, однако полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору.

2. «Я-высказывание» дает детям возможность ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление.

3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.

4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда –удивительно! – они начинают учитывать наши желания и переживания.

Схема «я-высказывания»:

1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная…»).

2. Называние чувства в тот момент («… я почувствовала беспокойство…»).

3. Называние причин («…наверное, это произошло потому, что…»).

Научиться говорить от первого лица, выражая свое чувство, непросто. Для этого требуется тренировка, особенно в тех случаях, когда, начав с «я-сообщения», родители заканчивают «ты-сообщением».

Например: «Мне не нравится, что ты такая неряха!»

1. Упражнение «Выбери правильный ответ».

Ситуация

Ваши слова

А. Вы зовете дочь обедать, она отвечает: «Сейчас», – и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться

1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!»

2. «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».

3. «Я сержусь, когда ты не слушаешься»

Б. У вас важный разговор с другом. Ре-бенок то и дело его прерывает

1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».

2. «Не мешай!»

3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?»

В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испыты-ваете смешанное чувство обиды и раз-дражения

1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»

2. «Уберите за собой посуду».

3. «Я обижаюсь и сержусь, когда я устала и вижу дома беспорядок»

После анализа ситуаций выбираются действенные фразы, построенные по схеме «я-высказывания»:

А – фраза 2.

Б – фраза 1.

В – фраза 3.

2. Упражнение на овладение навыком «я-высказывания»: «Продолжите фразу».

1. Мне грустно, когда…

2. Я сержусь, когда…

3. Чувствую себя глупо…

4. Я горжусь собой, когда…

5. Я очень доволен, когда… и т.п.

3. Упражнение «Признание чужих чувств».

Объясните, признает ли родитель чувства ребенка; если нет, переделайте эти предложения.

1. «Если ты не испытываешь особой любви к своему брату – это твое дело, но бить его нельзя».

Ответ: чувства ребенка признаются.

2. «Нет причины выходить из себя и бить его. Это была просто случайность».

Ответ: чувства ребенка игнорируются.

Вариант: «Ты рассердился на друга за то, что он разрушил свой домик. Ты можешь найти другой способ выяснить отношения, но бить его не надо».

3. «Укол – это действительно больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».

Ответ: чувства ребенка признаются.

4. «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется».

Ответ: чувства ребенка игнорируются.

Вариант: «Похоже, тебе грустно. Ты принял решение, как поступить, а ситуация сложилась по-другому».

Предлагаю использовать «я-высказывания» в повседневном общении с ребенком. Вас переполнило чувство? Тогда назовите его самому себе. Теперь скажите о нем ребенку.

Успех обязательно придет к вам вслед за опытом!

 

С уважением, педагог-психолог

 Кортнева Инна Владимировна