Размер шрифта: A A A Изображения: Выключить Включить Цвет сайта: Ц Ц Ц Х
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - Детский сад №161"
Д/с №161 » Копилка педагогов-специалистов » Учитель-логопед БЛН » Учимся, играя

Учимся, играя

У     Ч     И     М     С     Я,    И  Г  Р  А  Я  !

Уважаемые родители! Существует огромное количество игр, заставляющих ребёнка думать, самостоятельно принимать решения, проявлять усердие. а не только повторять изо в день уже известные действия с одними и теми же игрушками. Есть

ИГРЫ, упражнения, развивающие речь и словесно-логическое мышление. .

НАПРИМЕР: ИГРЫ:

 * «Чего не стало.»

       Задача: развивать внимание и зрительную память.

Взрослый просит детей внимательно посмотреть на картинки и запомнить, как они расположены. Затем ребёнок закрывает глаза а взрослый убирает одну картинку. Нужно определить какой картинки не стало.

* « Что изменилось ? «

Взрослый просит детей внимательно посмотреть на картинки и запомнить, как они расположены.Затем ребёнок закрывает глаза ,а взрослый добавляет картинку. Нужно определить какая картинка появилась.

(картинки можно менять местами.)

* «Поставь картинку на своё место»

Взрослый просит детей внимательно посмотреть на картинки и запомнить ,как они расположены. Затем ребёнок закрывает глаза, а взрослый меняет картинки местами.

Ребёнок должен поставить картинки на свои места.

( кол-во предметов зависит от возраста ребёнка)

*Предложить ребёнку картинки с изображением предметов разного цвета,например,белого,синего и др.Задача—отобрать только те картинки, где нарисованы предметы,про которые можно сказать :белый,белая,синее,синие.(белый мел, синее небо,белая блузка и.т.д.)

*УПРАЖНЕНИЕ”Подбери признак,подбери действие»

Задача: учить подбирать слова-определения,слова-действия»

Мяч(какой)-резиновый,круглый ,красивый, прыгучий ,большой ,твёрдый, гладкий.

Кукла(какая ?)—нарядная, красивая ,большая, пластмассовая и.т.д.

(назвать надо как можно больше слов.)

В магазине  игрушки можно (что делать?)—рассматривать ,трогать, выбирать, покупать.

*«4-ый лишний.»Можно играть с картинками и без них—на слух.

Найди лишнюю картинку и объясни почему?

-Корова,лошадь, волк.коза.(волк; волк-дикое животное .а корова,лошадь,коза-домашние животные)

-роза, берёза, дуб,сосна(роза)

-стул,стол,шкаф,пальто.(пальто)

-капуста,морковка.яблоко.помидор.(яблоко) и.т.д.

*УПРАЖНЕНИЕ «Скажи наоборот»

Задача: упражнять в подборе антонимов.»

-Мишка мягкий ,а кубик твёрдый.

-Грузовая машина тяжёлая ,а мяч лёгкий.

-Бант широкий—узкий.

Дорога короткая—длинная.

Далеко—близко.

Здоровый человек ---больной.

Весёлая девочка—грустная.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.

*УПРАЖНЕНИЯ с применением картинок на :

--преобразование существительных в И.падеже ед. числа во мн.число И.падежа(стол-столы,лев-львы)

-преобразование существительных в И.падеже ед.числа во множественное число Р.падежа.(стол –столов,ухо-ушей,нож—ножей)

-согласование числительных с существительными по родам(один петух, одна книга ,одно яблоко, два петуха, две книги, два яблока,одно ухо,,одно дерево., один нож.дваножа, )

-согласование прилагательных с существительными по родам и числам(синий мяч, синяя ваза, синее ведро ,синие носки.)

-образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами(кукла-куколка);названий детёнышей животных и птиц в единственном числе(лиса-лисёнок.гусь-гусёнок); во мн.числе(лиса-лисята,гусь-гусята)

-согласование глаголов с существительными ед.числа и мн.числа(мальчик идёт-мальчики идут.);

-образование относительных прилагательных от существительных(сок из апельсина -апельсиновый,шапка из меха-меховая ,сумка из кожи-кожаная)

-образование новых слов путём сложения(снегопад,листопад,водопровод)

-образования притяжательных от существительных(очки бабушки—бабушкины,уши зайца—заячьи,хвост медведя—медвежий,,дупло---беличье,нора –лисья)

МОЖНО РЕБЁНКУ ЗАДАТЬ ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНО_ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

(дать  ответ и объяснить почему?)

-Может ли стол,у которого отвинтили 2 ножки.стоять?

-Может ли трамвай объехать девочку,стоящую на рельсах?

-Удержатся ли 2 шарика,если их поставить друг на друга?

-Может ли кубик катиться?

-Если по телевизору показывают футбол- может ли мяч вылететь и ударить мальчика?

-Если с крыши дома бросить платок и камень,что быстрее упадёт на землю?

-Чем покрыто тело рыбы,животного,человека?

-Прежде чем съесть варёное яйцо,от чего его надо очистить?

-Что такое капель,снегопад,листопад.

 «РАЗБЕРИСЬ»

Исправь ошибки в предложениях:.

-Показалась стая уток и зайцев.

-У щенка на макушке весело торчит пушистый хвостик.

-Зимой многие животные бросаются в спячку. и.т.д.

-*Игра»3-ий лишний»

Цель: выбрать из 3-х объектов, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

ЦВЕТ: цыплёнок,лимон,василёк.

Огурец,морковь,трава.

Халат врача,помидор,снег.

ФОРМА: телевизор,книга,колесо.

                 Арбуз.колесо,морковь.

ВЕЛИЧИНА: бегемот,муравей,слон.

                        Дом,карандаш,ложка.

МАТЕРИАЛ: банка,кастрюля,рюмка.

                         Альбом,тетрадь,ручка.

ВКУС: конфета,картошка,варенье.

Торт,селёдка,мороженое.

ЧЕМ ПОХОЖИ И ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ.

*Коляска и санки.

*столб и дерево.

*нож и ножницы.

Ваза и банка.

Топор и молоток.

Гвоздь и шуруп.

Птица и самолёт и.т.д

«ЧТО ОБЩЕГО «

Цель: проанализировав свойства изображённых предметов,назвать, а затем подробно рассказать о том общем,что все их объединяет.

самолёт,теннисный мяч,стрела.бабочка.(всё движется по воздуху)

земляника,орехи,морковь,яблоко,(съедобно в сыром виде)

мальчик,гриб,дерево.цыплёнок.Растёт(мальчик.гриб,дерево,цыплёнок.)

СОСТАВЬ РАССКАЗ.

Цель: объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу понятия.

НАПРИМЕР: КАША—ЛИСТЬЯ---РЫБА.(Семья отправилась в поход.Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе варили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.)

(Похожие на рыбок жёлтые листья сыпались на мокруюземлю,которая напоминала густую кашу)

-Лодка-карандаш-муравейник.

-собака-грузовик-тетрадь.  

САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОДОБРАТЬ 3ДАЛЁКИХ ПО СМЫСЛУ ПОНЯТИЯ И ОБЪЕДИНИТЬ ИХ В МАЛЕНЬКОМ РАССКАЗЕ)

*ИГРА «ПОДРУЖИТЕ СЛОВА»

 ( обучению составлению предложений из слов.Ребёнок составляет предложение по опорным словам.

-На,стоять,Вася,мост.

-Мордочка,колючий,высунуть,ёжик.

-Антарктида,жить,в, пингвинёнок.

* «ПОДУМАЙ»

Взрослый произносит предложение, выделяя голосом предлог(маленькое слово) и просит ребёнка назвать в предложении маленькие слова(предлог.).

-Кошка висит НА занавеске.

-Мышка выглянула ИЗ норки.

-Кошка выглядывает ИЗ-ПОД одеяла.

-Кошка выпригивает ИЗ-ЗА дивана.

*УЧИТЕ РЕБЁНКА СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ 2-Х,3-х,4-хи.т.д.СЛОВ»

*УЧИТЕ РЕБЁНКА СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО КАРТИНКАМ,

* «МАЛЕНЬКИЙ ПИСАТЕЛЬ,».(составить рассказ по сюжетным картинкам.)

Предложить ребёнку серию картинок. Его задача—разложить  по порядку картинки-эпизоды и передать содержание каждой,составив таким образом связный рассказ.

Составив рассказ по серии картинок,предложите ребёнку придумать его название.

*НАЗВАТЬ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ФУНКЦИЙ ОДНОГО ПРЕДМЕТА,

Например: карандаш (он годится для письма,рисования,его можно использовать как указку,жёрдочку для попугая,и.т.д.

-КАТУШКА------------------

-КУСОК МАТЕРИИ---------------------

(ГАЗЕТА,ВЕДРО С ПЕСКОМ.КУБИК .ЗЕРКАЛО и.т.д)

ТОВАРИЩИ РОДИТЕЛИ!

Игровые упражнения и занимательный речевой материал  будут Вашими помощниками в работе с ребёнком.

                « От того,как прошло детство,

                кто вёл за руку в детские годы,

                что вошло в его разум и сердце из

                окружающего мира—от этого в

                решающей степени зависит,каким человеком

                станет сегодняшний малыш.»

 

                                                                     В,Н,Сухомлинский.

С УВАЖЕНИЕМ К ВАМ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД  БЕЛЯЕВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА.

pnbsp;/pnbsp;