Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Цель деятельности психологической службы – психологическое здоровье и охрана прав ребенка.
Главными задачами психологической службы в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №161» являются:
- психологическое сопровождение педагогического процесса
- максимальное содействие психическому и личностному развитию каждого ребенка
- внимание к созданию эмоционального психологического комфорта в МБДОУ как профилактике психосоматических заболеваний
- развитие предпосылок интеллектуальных и психофизических способностей детей дошкольного возраста, при подготовке к обучению в школе
- оказание психологической помощи детям, нуждающихся в особых программах и специальных формах организации их детской деятельности
- сопровождение психологического сопровождения семей, с использованием современных методик и технологий, посредством гештальт-терапии
- совершенствование качества психологической работы с педагогами, с целью создания единого воспитательно-образовательного процесса
Основные направления деятельности педагога-психолога:
1. Работа с детьми
Мониторинг развития
Диагностика уровня психического развития среднего и старшего дошкольного возраста
Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительных групп
Изучение эмоционально-аффективной сферы детей
Исследование личностных особенностей старших дошкольников
Изучение уровня адаптации поступивших детей к условиям ДОУ
Наблюдение групп раннего развития
Психопрофилактика посредством организации непосредственной развивающей деятельности
Адаптация дошкольников к условиям детского сада
- Оказание помощи в период адаптации
- Преодоление стрессовых состояний у детей
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
Тренинговые занятия для детей средней группы
- Формирование адекватной самооценки
- Знакомство и изучение своих индивидуальных особенностей
- предотвращение возможности возникновения у детей социальной дезадаптации
- Формирование чувства принадлежности к группе
- Знакомство с культурой жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы
- Учение детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства (мимику, пантомимику, интонацию)
- Развитие эмпатии
- Гендерное развитие
- Формирование положительного отношения к семейным ценностям
Тренинговые занятия для детей старшей группы
- Способствовать самопознанию ребенка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств)
- Учить детей описывать свои желания и чувства
- Развитие эмоционально-личностной и коммуникативной сфер: развитие эмпатии, обучение лучше понимать себя и других, освоение навыков само регуляции, формирование адекватной самооценки, развитие чувства коллективизма и сотрудничества
- Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании
- Развитие нравственной сферы
Тренинговые занятия для детей подготовительных групп
- Способствовать психическому и личностному росту детей
- Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я»
- Помогать ребенку осознавать свои характерные особенности, предпочтения; способствовать пониманию того, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим
- Помогать детям отрегулировать имеющиеся тревожные состояния, страхи, неуверенность в своих возможностях
- Совершенствование памяти, внимания, мышления и др. психических процессов необходимых для продуктивного обучения в школе
- Формирование навыков конструктивного межличностного общения и сотрудничества
- Развитие мотивационной сферы: интерес к знаниям, познанию мира, обучению
2. Работа с педагогами
- Индивидуальные консультации
- Групповые консультации, тренинги, семинары
Ø Психологическое просвещение
Ø Выработка коллективного решения педагогов по выполнению конкретных задач для обеспечения системного подхода
Ø Совместная разработка психолого-педагогических программ
Ø Разрешение актуальных проблем психологического характера
Ø Создание благоприятных условий для психического развития детей
Ø Разработка рекомендаций воспитателям и педагогам
Ø Повышение коммуникативной компетентности воспитателей
Ø Расширение опыта рефлексии
Ø Овладение приемами релаксации и концентрации, способствующие повышению профессионального потенциала педагогов
3. Работа с родителями
Психодиагностика детско-родительских отношений (по запросу)
- помощь в разрешении актуальны психологических проблем воспитания и развития детей
- самоанализ
- изучение особенностей личности ребенка и его родителей
- реальное взаимодействие ребенка и родителей
- психолого-педагогические рекомендации по психологической коррекции и дальнейшему воспитанию детей
Индивидуальные и групповые консультации, семинары, тренинги
- Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей дошкольного возраста
- Расширить знания родителей о процессе адаптации детей к условиям детского сада; помочь облегчить ребенку процесс адаптации к условиям ДОУ
- Ознакомить с психолого-педагогическими приемами: играми, упражнениями пригодными для домашнего использования
- Рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми
Перейти на страницу педагога-психолога